четверг, 28 августа 2014 г.

Догвилль – место, где умирает надежда

Давайте поговорим о кино?
Кино – это потрясающий инструмент для творчества. Оно позволяет нам взглянуть со стороны на нашу жизнь.

Ларс фон Триер – вот настоящий мастер раскрывать темные стороны наших душ. Он выворачивает наизнанку все, что есть в нас самих. Думаете, что люди способны на доброту? Полагаете, они умеют любить? Верите в то, что человек – это существо осмысленное и разумное? Датский режиссер Ларс фон Триер заставит вас усомниться.

Показ последнего шедевра Триера « Нимфоманка» вызвал огромный ажиотаж. Еще бы! Говорящее название обещало нам кино о женщине, которая обожает секс. Как тут устоять! Впрочем, я сейчас не о нем. Фильм Ларса фон Триера Нимфоманка непременно станет предметом обсуждения, но чуть позже. Сегодня я предлагаю поговорить о жизни простых и честных людей. Таких, которых мы видим вокруг. Не слишком богатых, в меру добрых… Тех, кто выживает, как может. 

Декорации

Догвилль – маленький тихий городок, раскинувшийся в долине посреди прекрасных гор. Всего шестнадцать жителей, не считая детей. Одна собака. Все друг друга знают. Все живут по давно устоявшемуся укладу.

Представили? Да-да! Воображение – это то, без чего на начальном этапе вам не обойтись! Дело в том, что в фильме почти нет декораций. Белые стены, серый пол, инвалидное кресло, несколько деревянных кроватей… и все. Белой краской начерчены на полу схемы домов, кустарники… даже собака. Вот такое кино. Впрочем, об этой особенности быстро забываешь, увлеченный сюжетом. Режиссер как будто дает нам понять, что внешняя картинка – это мелочь, на которую не следует отвлекаться. Она мешает рассмотреть главное.

Сюжет

Привычный уклад города прерывает появление незнакомки. Она, испуганная, бежит от гангстеров, и молодой житель Догвилля Том, помогает ей спрятаться. Дело за малым – уговорить остальных горожан позволить Грейс остаться. Они позволяют, ибо хотят самим себе доказать, что их нравственность еще жива. У беглянки Грейс испытательный срок – две недели. Она должна суметь понравиться жителям города. И она старается изо всех сил.

Ларс фон Триер - мастер перевоплощений. Мы видим на экране,  как горожане из благодетелей, позволяющих чужеземке помогать им с работой из чувства жалости, быстро превращаются в настоящих рабовладельцев. В «добрых, честных» людях просыпается жестокость, похоть, злоба. Это все происходит так постепенно и ненавязчиво, что зритель еще какое-то время продолжает сочувствовать этим убогим несчастливым людям.  Он мучается вопросами: а был ли у них выбор? Виноваты ли они в своей жестокости? Может это все обстоятельства, жизнь такая? И мучается зритель до тех пор, пока жестокость простых горожан не переступает все границы. Кстати, а где для вас эта граница? 

Чувства

На протяжении всего фильма я пыталась понять: какие же чувства я испытываю к этим людям, живущим в Догвилле? Пожалуй, самое первое – это пренебрежение. Их проблемы слишком мелочны, занятия бесполезные… вся их жизнь жалкая и никчемная. Потом брезгливость и отвращение. Мне стал противен их быт, их притворная доброжелательность…  И как результат - злость. Эти люди готовы были уничтожить и растоптать женщину, которая доверилась им, полюбила. Они возненавидели ее лишь за то, что она оказалась слабее, зависела от них. А самое мерзкое – они делали это исподтишка! Сохраняя видимость добропорядочных горожан.

Финал

Как всегда неожиданный и стремительный. Бывают ли в фильмах фон Триера хэппиенды? Конечно, как же иначе! Вот только они всегда сомнительны. Грейс удалось вырваться из плена жалких людишек. Но какой ценой? Ценой потерянной веры.

Стоит ли смотреть?

Догвилль Ларса фон Триера после себя оставляет горький осадок. Десятки вопросов не дают покоя.  Стоит ли любить людей, не смотря на их слабости? Имеем ли мы вообще право решать, кто достоин прощения, а кто нет? Где грань между добротой и высокомерием? Возможно ли сделать мир лучше, уничтожив сознательно несколько десятков никчемных жизней?

Как итог – много сомнений и неприятные эмоции. Зачем спросите вы? Потому что без сомнений нет развития. Можно сколько угодно оберегать себя от неприятных ощущений. Но не испытав злость, не узнаешь настоящей радости. Не прочувствовав собственным нутром отвращение, невозможно в полной мере ощутить страсть. 

Смотреть ли? Дело ваше. Я за то, что жизнь – это тысячи оттенков, которые мне хочется попробовать на вкус.


2 комментария:

  1. Да, этот фильм не оставит равнодушным! И заставит задуматься.
    Хотя, многие не досматривают даже 20 минут. Стереотипы...

    ОтветитьУдалить
  2. Интересно... Вы про какие стереотипы? Про необычную форму подачи?

    ОтветитьУдалить