воскресенье, 26 октября 2014 г.

"Не такие как все"

Вчера читала про терапию социальной тревожности. Некий Стефан Хофманн предлагает людям, которые больше всего на свете боятся взаимодействия с незнакомыми людьми и социальных пространств в целом, самим создавать сомнительные ситуации, которые заведомо обрекают их на ощущение неловкости. «Испытание социальными неудачами» Хофманна основывается на старом как мир принципе: клин клином вышибают. Боитесь спросить у незнакомца, как пройти в библиотеку? 

А вы возьмите и спросите, не помнит ли, как зовут собаку вашего соседа в зеленом пиджаке. Или поинтересуйтесь, зачем люди носят шапки зимой. А лучше достаньте и внимательно читайте в метро книгу с компрометирующим названием «Газы, которые испускает наш организм». Одним словом, выставьте себя идиотом. Зачем? Все просто: пережив чувство стыда и неловкости, человек понимает, что это вовсе не смертельно. Чудесно, не правда ли?

Но я, в общем, чуть-чуть о другом. Я о людях, которые социальной тревожностью не страдают. Но, тем не менее, намеренно выходят за рамки.

Кто из вас в подростковом возрасте не красил волосы в какой-нибудь сумасшедший цвет или не сооружал совершенно нелепые прически? Кто не дурачился в автобусе под осуждающие взгляды наблюдателей? Ну уж вызывающей одеждой то точно все баловались! И пусть у каждого это было что-то свое. Мы все хотели «быть не как все». И что мы отвечали взрослым на их замечания? «Мне плевать, что обо мне подумают окружающие!» Ну или что-то в этом духе. Потом выросли. Надели серьезную одежду и заодно серьезные гримасы. А про былые времена вспоминаем с улыбкой, мол, молодые были – глупые.

Детский максимализм? Попытка осознать свою индивидуальность? Пусть так. Но ведь ничего по сути не изменилось с тех пор. Яркие люди в экстравагантной одежде нередко сетую на повышенное внимание к своей персоне. Я часто слышу от слингомам, что прохожие оборачиваются им вслед. Люблю рассказывать друзьям истории о том, как косились на меня на почте люди из очереди, когда мой сын упал на пол, а я спокойно посоветовала ему перелечь на коврик, потому что там ему лежать будет теплее… И мы опять говорим, что нам плевать на чужое мнение. Но так ли это на самом деле?

Я давно признаюсь себе честно, что вовсе мне не плевать. Мне порой приятно повышенное внимание. Безумно здорово, к примеру, было услышать на концерте "Серебряной свадьбы" от рядом стоящего парня, что это так необычно - ходить на концерты с детьми. И порой я по-прежнему веду себя «не как все», и делаю это совершенно намеренно. Зачем? Может быть, это способ бороться со страхом? Со страхом раствориться в толпе. Жить по инерции… Потому что есть в психологии такой феномен: приняв за истину придуманные кем-то формальные правила однажды, поверив в их абсолютную необходимость и правомерность, легко разучиться думать самостоятельно над вопросами более сложными. Перспектива стать стандартным винтиком в какой-то большой упорядоченной системе - вот что действительно пугает. Потому что винтики не имеют власти над собственной судьбой.


И поэтому снова надеваю джинсы в горохи, и желтые ботинки, и, не отводя пристальный взгляд, широко улыбаюсь в метро человеку, который сидит напротив. И чувствую себя живой. Попробуйте как-нибудь. Кто знает, что из этого выйдет).

Комментариев нет:

Отправить комментарий