вторник, 23 сентября 2014 г.

Тайны человеческой психики

Знаете ли вы, какого цвета стены у вас в подъезде? А какого цвета глаза у вашего напарника? Какой формы стрелки на ваших наручных часах? А ведь это то, что вы видите каждый день.

Внимание и восприятие – удивительные свойства человеческой психики. Тысячи мелочей хранятся где-то глубоко в подсознании. Но вспомнить мы можем лишь те вещи, которые по той или иной причине стали важны.

Вы можете не знать, какого цвета полы на работе, хотя ходите по ним каждый день по восемь часов к ряду, но запомнить, что ручка, которой вам предложили воспользоваться в банке, была зеленой. Потому что именно такого оттенка шарф, который вы купили на распродаже на прошлой неделе.

Вы можете не заметить, что ваша девушка перекрасила волосы, но удивиться, зачем она переставила чайник на другую сторону стола. Потому что теперь к нему невозможно дотянуться, не вставая со стула.

Что мешает нам видеть, слышать и чувствовать больше? Что заставляет заострять внимание на мелочах? Полагаю, вопросы эти очень многогранны. Я лишь попытаюсь обозначить спектр причин.


Нацеленность на результат

По телевизору когда-то довелось увидеть любопытный эксперимент. Зрителям предлагалось наблюдать за двумя командами людей. Одна команда в черных костюмах, вторая в белых. Люди передают друг другу мяч в произвольном порядке. Задача – следить, сколько раз мяч оказался в руках у команды в белом. Я честно считала на протяжении нескольких минут. Само собой, цель эксперимента была не в проверке способностей к счету. По итогу оказалось, что за то время, пока я считала передачи мяча, в комнату с двумя командами вошел человек в костюме орангутанга. Он бегал вокруг людей в белых и черных костюмах, поясничал и всячески привлекал внимание… А я его не видела. В упор. 

Это кажется очень странным, но только на первый взгляд. С тех пор, как я начала думать об этом, мне не дает покоя тот факт, что когда у меня есть конкретная задача, все остальное ускользает от моего внимания. Если мне, скажем, нужно искать пунктуационные ошибки в тексте, я могу не замечать стилистические. Если я хочу купить яблоки, вряд ди я запомню, сколько стоили в магазине апельсины. Если меня попросить отыскать в комнате зеленого плюшевого медведя, едва ли я после смогу ответить, сколько в помещении было резиновых желтых мячей.

Но только ли наличие конкретной узкой задачи мешает нам воспринимать большие объемы информации? Полагаю, нет.


Эмоции

Расскажу вам об еще одном захватывающем эксперименте, который мне довелось наблюдать в одной из передач по популярной психологии. Мужчина идет на свидание вслепую. Девушка ждет его в кафе. Они встречаются, начинают непринужденный разговор… Спустя несколько минут девушка просит прощение и выходит в туалет. Там она меняет платье и прическу. Затем, как ни в чем не бывало, возвращается за стол. Стоит ли говорить, что ни один из мужчин, участвовавших в эксперименте, не заметил перемен?

А хотите услышать действительно странную вещь: несколько испытуемых не заметили даже, когда за стол к ним вернулась не та самая девушка, с которой они начинали разговор, а та, что играла роль официантки. В чем причина?

Полагаю, их может быть несколько: от сильного волнения в связи со встречей с незнакомой женщиной, до отсутствия интереса (что называется, «не зацепила»). Одним словом, эмоции и чувства – вот еще один фактор, который сильно влияет на наше внимание. И не важно, что это за эмоции, роль играет лишь их интенсивность. Когда мы в гневе, когда мы испытываем глубокую грусть или радость, отчаяние или страсть… Мы становимся очень уязвимыми, от нашего внимания ускользают тысячи фактов.


Прежний опыт

Вы смотрели кино «Трасса 60»? Обязательно посмотрите! Очень сильное кино. Там много о нас с вами. Впрочем, сейчас я опять об эксперименте.

Доктор показывает пациенту карты. Обычная игральная колода. Задача пациента – называть масти. Сначала медленно. Потом все быстрее… По итогу оказывается, что колода не так проста: пика в ней красная, а червей черная. Но мы так привыкли в жизни опираться на собственный опыт, что не заостряем внимание на мелочах. Вы ведь совершенно убеждены, что пика черная, а червей красная? А значит, некоторые изменения в форме непременно ускользнут от вашего внимания.

Именно на этой особенности человеческого восприятия играют фокусники и иллюзионисты. Мы привыкли достраивать любой увиденный мельком образ до целого. Не имея достаточно данных, мы, как водится, берем их из головы.


Расстановка приоритетов и ассоциации.

Зашел ко мне в гости как-то приятель. Мы с ним сидели и пили кофе у меня на кухне. Я недавно сделала ремонт, и теперь на стенах у меня большие разноцветные горохи. И вот мы сидим, болтаем о разном. А потом я прошу его закрыть глаза и спрашиваю, каких цветов горохи. И из четырех он может назвать только один! Цвет моей майки вспомнить вовсе не удалось. И это странно, потому что сидим мы напротив друг друга, и эта майка, и эти горохи вот уже несколько часов прямо у него перед глазами.

Зато он помнит, какого цвета мои глаза. А я помню, какого цвета сегодня на нем обувь. Потому что когда он пришел, вдруг подумалось, что кеды у нас одинаковые. Его только что больше размеров на восемь).

Я честное слово не знаю, какого цвета стены в моем подъезде, хотя по несколько раз за день хожу вдоль них три этажа. Зато я помню, во что был одет мой бывший муж, когда я впервые его увидела. А прошло уже, к слову, десять лет.



Сознание человека – вот, на мой вкус, то, что действительно стоит пристального внимания. Сколько загадок таится у нас в голове? Можно ли научиться управлять собственной психикой в своих интересах? Есть ли способ сделать свою жизнь более продуктивной и осознанной? Много вопросов. И я намерена искать ответы. Всю жизнь).

Комментариев нет:

Отправить комментарий